Где будут отдыхать Ваши дети этим летом?
 

Авторизация



Раннее обучение иностранным языкам – риски и приобретения
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Статьи - Развитие
15.11.2011 16:10

Раннее обучение иностранным языкамВопрос обучения ребенка иностранному языку в раннем возрасте вызывает много споров. Логопедов, лингвистов, психоневрологов и, конечно, родителей интересует, на что и в какой степени может повлиять интенсивное развитие речевых центров у ребенка в раннем возрасте. Давайте вместе попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

 

 

Логопедия

Многие логопеды считают, что иностранный язык нельзя изучать до тех пор, пока полностью не сформируется речевой аппарат ребенка, поскольку произнесение звуков иностранной речи будет ухудшать правильное произношение родной. Спросите у логопеда, от которого вы услышали такое мнение, о количестве его маленьких пациентов, которым именно изучение иностранного языка мешает освоению родного. На деле оказывается, что обычно никто из них лично не наблюдает таких детей. При этом реальный опыт показывает, что если речевым аппаратом заниматься – он разрабатывается. И чем больше звуков Ваш ребенок освоит, тем лучше, а не хуже. Подчеркиваем, что логопедические проблемы действительно могут усугубиться, если их игнорировать, в том числе, начиная обучение второму языку, не занимаясь разработкой артикуляции первого. Проблемы с логопедией при отсутствии серьезных психических и физиологических отклонений возникают от недостатка стимулирования ребенка к произнесению различных звуков, а не от его избытка. И добиться успеха не сложно, нужно только уделить этому должное время. Механизмы разработки речевого аппарата одинаковы для русского, английского (и, мы уверены, для многих других языков тоже): медленное, четкое, ритмичное повторение коротких стишков, четверостиший, для самых маленьких – просто слогов, эмоциональное произнесение отдельных звуков: сделаем звучание забавным, скажем громче, тише, споём и так далее. Успешных занятий!

Языковое развитие

Есть мнение, что если начать обучение ребенка иностранному языку в раннем возрасте, может пострадать уровень владения родной речью. Это мнение основано на примерах, когда родная речь почти полностью исключается из языковой среды ребенка, например, когда ребенок живет в другой стране.

В обычной ситуации мы, как правило, наблюдаем совсем другое: если ребенку читают на родном языке сказки, прозу, поэзию, если в семье разговаривают грамотно, дают себе труд точно и красиво формулировать свои мысли, ребенок обязательно воспринимает это, и количество изучаемых им иностранных языков никогда не повлияет на уровень владения родной речью отрицательно. В современной жизни негативно влияют на языковое развитие множество других факторов. От переизбытка электронных игрушек, часто работающего в присутствии ребенка телевизора, ситуаций, когда родитель физически присутствует с ребенком, но не общается с ним, а непрерывно разговаривает по мобильному телефону, происходит стимулирование односторонней речи, не предполагающей диалога (а значит, не предполагающей развития определенного образа мышления, основанного на взаимодействии!). Речь и сознание сильно взаимосвязаны: когда мы пытаемся выразить определенную мысль, к нам приходит её более четкое осознание, когда мышление не развито, мы получаем в лучшем случае косноязычие. Таким образом, развивая речевое сознание, мы расширяем собственное мировосприятие. Человек с развитым речевым сознанием обладает также и широким кругозором. Учите детей думать разносторонне, обучайте их иностранным языкам!

Влияние на психику

Некоторые специалисты в области неврологии предупреждают об опасности перегруза левого полушария мозга (а именно в этом полушарии и располагаются наши речевые центры) при избытке получаемой ребенком информации. По мнению психоневрологов, такой перегруз может привести не к развитию, а как раз, наоборот - к компенсирующему отторжению восприятия информации и к повышенным эмоциональным реакциям ребенка.

Действительно, опасность перегруза в современной жизни достаточно велика: информация непрерывно поступает из телевидения, радио, компьютеров, и не всегда удается ограничить поток потребления её детьми.

Конечно, естественной и оптимальной системой познания для ребенка является эмпирическая, поскольку познание мира в значительной степени идет через действие, осязание, обоняние, а не только через слух и зрение. Важно понимать, что развивать ребенка не значит пичкать его информацией, а значит давать ему возможность физической и познавательной активности. Поэтому, если Вы решили обучать ребенка иностранному языку в возрасте до 3 лет, делайте это просто «переключая» язык бытового общения на иностранный в течение дня – на прогулке, во время игры, еды. В такой ситуации, если ваш день построен разумно, перегруз лексических центров ребенку не грозит. Если же вы неуверенно владеете языком, можно найти игровые языковые группы или клубы, где язык общения будет только английский. Главное, не гонитесь за результатом, следите, чтобы детские занятия проводились разнообразно, чтобы ребенок получал от них удовольствие. Желаем успехов и гармоничного развития!

Цели раннего обучения

Многие родители и специалисты считают, что ребенок ничего не потеряет, если начнет изучать иностранный язык позже, например, в школе, и что, мол, учиться никогда не поздно («надо будет – выучит»). Конечно, никогда не поздно, но усилия, которые человек затрачивает на обучение во взрослом и детском возрасте несоизмеримы! И также несоизмерим эффект по отношению к затраченному времени. Именно в самом раннем возрасте освоение языкового строя – родного или иностранного – дается ребенку естественно, без усилий. Мозг ребенка настроен на восприятие и воспроизведение речи, и это является для человека такой же жизненной потребностью, как научиться полноценно двигаться.

Таким образом, при правильном, не оторванном от естественных условий, вводе иностранного языка, мы не нагружаем ребенка, а наоборот, разгружаем его, освобождаем от многочасового сидения за столом в школьном возрасте над тем материалом, который в дошкольном возрасте он воспримет через интересную и увлекательную игру.