Как хорошо уметь читать |
Статьи - Развитие | |||
28.08.2010 14:18 | |||
Когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встает перед всеми родителями. Одни стремятся начать обучение как можно раньше и карточки с буквами прикрепляют к колыбели рядом с погремушкой. Другие уверены, что обучение грамоте следует отложить до школы. Как же учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения?
У вас есть желание и возможность заниматься с ребенком? Тогда пусть он придет в школу, умея читать! Лучше от этого будет ему еще и потому, что в четыре-пять лет научиться читать легче, чем в семь-восемь лет. Родная речь только что освоена, ребенок еще экспериментирует со словами, поток детских вопросов о словах еще не иссяк. Язык дошкольнику еще близок и интересен. Взрослому остается только направить этот интерес в нужное русло.
Но есть и другое крайнее мнение - в четыре года поздно начинать обучение грамоте. Родители настаивают на том, что ребенку в возрасте полутора-двух лет проще всего запомнить 33 буквенных знака. И в самом деле, дети в этом возрасте мгновенно усваивают название этих фигурок. Но чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Очень редко такие дети сочетают образованность, эрудицию с навыками ручного труда, практической смекалкой. Опасность такого перекоса существует в стремлении родителей к сверхраннему (до трех лет) обучению чтению. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы, и начинать эти игры лучше в четыре-пять лет. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь "строится" из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Первый этап Задача первого этапа (добуквенного) обучения грамоте - сделать для ребенка слово и его звуковую оболочку не только ощутимой, но привлекательной и интересной. Поэтому начинать стоит с игр на звукоподражание. Пусть малыш будет не только жжжужащим жуком, но и сссвистящим пылесосом, эхххом, повторяющим последние звуки любых произнесенных вами слов. Можно поиграть в "магазин", расплачиваясь первым или последним звуком в слове. Подобные игры можно проводить и для различения твердой и мягкой пары согласного звука, выделения ударного звука. А игра "Дом звуков" поможет в определении полного звукового состава слова. Пришло в свой дом слово "кот", у него три комнатки. Каждый звук "живет" в своей комнате. Просим ребенка произнести первый звук, даем в руку фишку и "заселяем" звук в его комнатку. Если ребенок "теряет" второй звук и ловит второй фишкой звук [т], то вы удивляетесь: "Разве здесь живет "кт?" Я думала, что "кооот?!". Постепенно звуковые игры можно усложнять. Этот период (добуквенный) должен длиться не менее трех-четырех месяцев. За это время ребенок научится: - с помощью взрослого выделять звуки в словах; - хорошо различать звуки (гласные-согласные, твердые-мягкие); - "читать" слова, не зная алфавита. Второй этап Следующий этап – введение букв. Главным условием безопасности в обращении взрослых с буквами является не "официальное", алфавитное название буквы, а тот звук, который эта буква обозначает. Звук этот старайтесь дольше тянуть, петь и при показе буквы, и произнося слово с этой буквой. Например: "Саша, твое имя начинается вот с этой буквы" – покажите букву "С", спойте "с-с-с", С-с-саша, но не говорите "ЭС"! Следующие условие: наши русские буквы - это знаки звуков, поэтому, вводя букву, надо подбирать возможно большее количество слов с этой буквой. Рекомендуем вывешивать в комнате ребенка картинки с буквами. На картинках должно быть как можно больше предметов, названия которых начинается с соответствующего звука (санки, самолет, сапоги и т.д.). Вводя буквы, лучше давать ребенку только их печатные образцы. Начертанию письменных букв ребенка научат в школе. Сейчас важнее развивать и укреплять детскую руку и пальчики, делать их ловкими, послушными и подвижными. Рисование, выжигание, лепка, мозаика, конструктор - эти занятия способны подготовить руку ребенка к каллиграфическим упражнениям, минуя само письмо. Старайтесь не вводить одновременно или подряд буквы, похожие по начертанию (Б-В, Г-Т, Р-Ф). Для запоминания графического образа буквы можно рекомендовать различные игры: "Исправь буквы", "Распутай клубок из букв", "Узнай букву" и т.п. Познакомив ребенка с несколькими согласными (типа М, С, Л, В) и со всеми гласными, можно учить его складывать слоги. В этом поможет пособие "Окошки". Его вырезают из картона, в окошки вставляют картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первое окошко вставьте любую согласную, а в другом окошке протягивайте полоску с десятью гласными, расположенными обязательно парами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. Ребенок должен читать слоги: ва-вя, во-вё, и т. д. Постепенно упражнение можно усложнять, добавляя третью букву в слог. Итак, ваш ребенок уже читает слоги, короткие слова, и вам уже хочется дать ему в руки детскую книжку. Не торопитесь, процесс чтения целого текста должен быть специально подготовлен. Преодолеть технические сложности чтения помогут различные игры. Например: "Дом для черепахи". Черепашка решила найти себе дом, и ей пришло много писем с предложениями. Помоги прочитать письма и посоветуй, какой дом выбрать: "дупло", "берлога", "болото", "панцирь" и т. п. Можно вести своеобразный дневник самонаблюдений (по советам американских психологов): "Книга, которая растет вместе со мной". Взрослый готовит трафарет словесного портрета, куда ребенок вставляет нужные слова: - Меня зовут - Мне – лет. - Мой рост - Волосы у меня и т. д. Таким образом, ребенок приобщается к письменности, чтение становится добровольным, совершенствуется его техника. Потребность читать книги не рождается автоматически. Интерес к чтению теперь уже будет зависеть от педагогов, родителей, ближайшего окружения ребенка. Источник: http://www.ymama.ru
|